“ЗАЩИТА ПРАВА”

Адвокатское объединение г.Киев

Юридический вестник. Статьи и новости

Как не стать жертвой мошенников при заказе товаров и услуг через сеть «Интернет»

A A A
29 июня 2015р. 14:20
Адвокат "Защита Права"
В наше время Интернет - магазины стали неотъемлемой частью жизни подавляющего числа граждан нашей страны. Конечно главным фактором их популярности является цена на товары и услуги, и удобный и доступный способ приобретения вещей и услуг.
Но, к сожалению, не чистые на руку владельцы Интернет - магазинов или просто объявлений очень часто пользуются тем, что граждане не знают своих законных прав заказа товаров на расстоянии через сеть «Интернет». Поэтому очень часто возникают ситуации мошенничества со стороны продавцов или поставщиков услуг.
 
Попробуем более детально разобраться в том, какие права имеют при покупке через Интернет - магазин и на, что следует обратить внимание в первую очередь при заказе товара или услуги.
 
Как не ошибиться в выборе Интернет - магазина
С самого начала следует понимать, что Интернет - магазин - это виртуальный магазин, который существует только в сети «Интернет». За которым обычно стоят физические лица, в лучшем случае частное предприятие или ФЛП (физическое лицо-предприниматель) в которых есть возможность получения товара от официальных дилеров по скидкам или есть канал постановки товара из Китая или Европы.
Поэтому, такой Интернет - магазин может прекратить свое существование в любое время и по многим причинам.
Конечно же, есть и официально зарегистрированные юридические лица (например общество с ограниченной ответственностью), которые имеют официальные складские помещения и офисы, здесь вопросов не должно возникать.
Следует отметить, для размещения в сети «Интернет» страницы с Интернет - магазином не нужны получения особых лицензий на осуществление продажи через сеть «Интернет». А значит проверить через соответствующие реестры относительно их легитимности не представляется возможным.
КВЭД (классификация видов экономической деятельности), то для такого вида деятельности подходит 47.91 «Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтовой связи или через сеть« Интернет ».
 
Чтобы убедиться в надежности Интернет - магазина, нужно в первую очередь обращать внимание на:
- как и каким образом отвечает автоответчик или оператор на звонки;
- дизайн и оформление. Он должен быть профессиональным, с понятным меню, с простым механизмом изделия товара, а главное - должны быть указаны реквизиты офиса, номера сервисных телефонов, условия приобретения, оплаты или возврата товаров.
Не лишним будет проверить, например, тот или иной Интернет - магазин, зайдя на различные форумы, где почитать отзывы об этом магазине, а можно позвонить и на те номера, которые указаны на сайте. Все это нужно для того, чтобы удостовериться, что данный Интернет - магазин настоящий, и это не мошенничество и есть люди которые уже пользовались его услугами.
Здесь же хочется отметить, что лучше всего заказывать товар или услугу в официальном Интернет - магазине. В случае же когда вы покупаете товар просто через сеть «Интернет», в обычных граждан, например, через доски объявлений, то тут все гораздо сложнее, и выбирая товар, наверное, можно надеяться только на честность лица, продающего тот или иной товар через Интернет. Потому что предоставить чек или любое другое подтверждение они не могут, а значит и доказать что-то потом будет очень сложно.
 
Заказ товара через Интернет - магазин
Когда вы уже определились с Интернет - магазином и выбрали определенный товар, следует делать заказ. И вот именно в этот период и случается немало ошибок со стороны покупателей, именно из-за незнания своих прав и обязанностей продавца.
Для того, чтобы потом, после получения товара не возникало  у вас вопросов, нужно еще на этапе заказа требовать от продавца (от представителя Интернет - магазина) предоставить всю необходимую информацию о продавце (копии уставных документов) товар (сертификаты, паспорт), механизм оплаты и тому подобное. Это право прямо определен ст. 13 Закона Украины «О защите прав потребителей» (далее - Закон), которая четко определяет то, каким образом должны заключаться договоры о покупке товаров на расстоянии, и то, что продавец обязан предоставить покупателю всю необходимую информацию.
А именно о:
1) наименование продавца, его местонахождение и способ предъявления претензии;
2) основные характеристики продукции;
3) условия оплаты, плату за доставку и цену;
4) условия содержания или ремонта продукции, гарантийные обязательства;
5) порядок расторжения договора и тому подобное.
Помните, что согласно ч. 3 ст. 13 Закона, предоставление вышеупомянутой информации должно быть подтверждено, как пример из электронной почты (Еmail :) или SMS, которое вам требуется.
 
Также хотим вас предостеречь, что предоплата за товар, если и может быть, то не более 30% от стоимости.
100% предоплата должна быть только на основании оригиналов платежных документов (счет-фактуры, договора поставки и т.д.). Ни в коем случае не соглашайтесь оплатить стоимость товара полностью, в качестве предоплаты, без надлежаще оформленных документов. Ведь, в случае не выполнения своих обязательств другой стороной, доказать факт заключения сделки по соответствующей цене и на соответствующих условиях будет почти невозможно.
Рекомендуем требовать, чтобы оплата товара происходила после фактического получения товара, это позволит защитить ваши средства.
 
Получение товара
Следует принять во внимание ч. 6 ст. 13 Закона, где предусмотрено, что продавец должен поставить товар в течение приемлемого срока, но не позднее 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора. Может быть так, что товар отсутствует у продавца в данный момент. В таком случае, этой же частью определено следующее: продавец должен немедленно сообщить об этом покупателя, но не позднее 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.
 
Важным элементом получения товара являются подтверждающие документы. Ими могут быть чек, технический паспорт на товар, где обязательно обозначено дату продажи товара или другой документ, подтверждающий то, что вы получили товар, оплатили его и тому подобное. Наиболее типичным документом может быть акт приема-передачи товара, потому, что товар может пересылаться курьером. Обязательно обращайте внимание на печать, которая ставится на гарантийном талоне или другом документе. На ней должны быть указаны не только название Интернет - магазина и фамилию предпринимателя, но и идентификационный код и юридический адрес (или адрес физического лица-предпринимателя).
Это нужно, чтобы потом знать больше официальной информации об Интернет - магазин, а также где находится, так сказать, его представительство.
Рекомендуем сохранять эти документы, ведь они являются подтверждением того, что вы получили товар в определенный день, уплативший за него денежную сумму. И именно их нужно будет предъявлять вместе с претензиями, если таковые будут, продавцу (ч. 11 ст. 8 Закона).
 
Расторжения договора и возврата товара
Нужно обязательно знать, каким образом можно разорвать договор покупки товара в Интернет - магазине. Причиной расторжения договора может быть недовольство видом товара, его функциями и тому подобное. То есть конкретный перечень причин расторжения договора нет, а значит покупатель может расторгнуть договор по какой либо основанием, но в определенный срок. Такой срок составляет 14 дней с момента подтверждения информации или получения товара (ч. 4 ст. 13 Закона).
Хотя, если информация о товаре и все что связано с заказом и заключением договора не были подтверждены письменно или через электронное сообщение, то покупатель может расторгнуть договор в течение 90 дней с момента подтверждения информации или получения товара.
Также нужно знать, что покупатель не может расторгнуть договор, если, например, цена товара или услуги зависит от котировок на финансовом рынке, то есть продавец не может влиять на нее или же потребитель открыл аудио -, видеокассету или носитель компьютерного обеспечения, которые поставляются запечатанными т.п. в соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона.
Конечно, все сказанное выше, о расторжении договора, кажется понятным и простым. Но на самом деле, на практике, возникает немало вопросов.
Первое из них, это каким же образом подтвердить то, что вы покупали тот или иной товар у конкретного продавца? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к п. 11 ст. 8 Закона, где определено, что если любые требования потребителя могут быть рассмотрены после предъявления им расчетного документа или технического паспорта и т.д., о которых уже шла речь выше. То есть вы ссылаясь на чек, акт приема-передачи товара, технический паспорт и т.д. вправе обращаться к продавцу с претензиями или с требованием расторгнуть договор.
Следующий вопрос, который очень часто возникает, это куда именно обращаться с претензией? Ведь бывает так, что на телефонные звонки не реагируют, а юридического адреса вы не знаете, или ее вообще нет, а срок в 14 дней сокращается. В этом случае, вы можете обратиться к нотариусу, который согласно ст. 83 Закона Украины «О нотариате» заверяет время предъявления документа, в нашем случае это письменное претензия расторгнуть договор купли товара на расстоянии.
 
Если представители Интернет - магазина никак не реагируют на ваши обращения, о расторжении договора из-за, например, явный недостаток товара или его неисправность, то вы можете еще написать жалобу в управление о защите прав потребителей, в которой описать подробно всю ситуацию и обязанности " обязательно подтвердить все расчетными документами.
Также, одним из способов выхода из ситуации, может быть написания заявления в милицию, где указать, что товар продали заведомо дефектный, на телефон не отвечают, а следовательно усматривается факт мошенничества (ч. 1 ст. 190 Уголовного кодекса Украины).
Ну и наконец, следует рассмотреть и возможность вас, как потребителя, обратиться в суд о защите своих нарушенных прав (ст. 23 Закона). Согласно этой норме, вам не нужно будет платить судебный сбор, а также вы в исковом заявлении можете требовать и возместить моральный ущерб. Но и здесь есть некоторые неудобные и затратные моменты. Во-первых, несмотря на судебную практику, часто суды отказывают в удовлетворении подобных требований, тем более в возмещении морального вреда, из-за необоснованности. Во-вторых, обязательно нужно будет провести экспертизу, чтобы доказать, что товар был испорчен еще до того, как вы его купили. И в-третьих, сам процесс может затянуться месяца на 2-3. Поэтому, конечно, смотря, какой товар вы приобрели, надо уже решать, есть ли смысл тратить средства и время.
 
Итак, суммируя все вышесказанное, просто придерживайтесь простых советов, а главное нужно знать свои права, как покупателей товаров на расстоянии, через сеть «Интернет», и требовать их выполнения от продавцов. Только в том случае вы будете уверены, что вас не обманут, не "кинут" и вы получите тот товар или услугу, которую так долго ждали.
 
Надеемся, что наша статья поможет вам избежать многих неприятностей во время использования услуг Интернет - магазинов.
 
Похожее по теме:

 

Ключові слова: Заказ товаров и услуг через сеть "Интернет", кто то разместил фото, видео без вашего разрешения